При росте числа обращений по вопросам оказания социально- педагогических услуг, в том числе по обучающим курсам по использованию информационных технологий, стоит рассмотреть возможность организации занятий командой обученных волонтеров. Однако включение волонтеров в образовательный процесс также потребует их дополнительной подготовки.
Используйте пособие «Сборник практических материалов для специалистов, работающих с волонтерами в учреждениях образования «Как научить помогать?», подготовленное Республиканским волонтерским центром при поддержке Программы развития ООН (ПРООН) в Беларуси.
Можно выделить следующие этапы при подготовке волонтеров для проведения обучающих курсов по информационным технологиям.
1. Информирование волонтеров о целях, задачах и методах, правилах и стандартах деятельности вашей организации. Целесообразно сформировать набор материалов, но при этом не переборщить с количеством информации, чтобы никого не отпугнуть. Это могут быть листовки и брошюрки с ясным и кратким изложением информации, с контактными данными ответственных лиц, желательно с иллюстрациями.
2. Вводный курс/ознакомительный тренинг для волонтеров по специфике работы с целевой аудиторией курсов.
Курс / тренинг должен включать:
- характеристику целевой аудитории (возрастные, ценностные особенности, особенности здоровья, интеллектуальных возможностей, уровня владения языком);
- специфику взаимодействия (в том числе вопросы коммуникации, принципы недискриминационного общения);
- для подготовки информации используйте настоящие рекомендации;
- поведение в конфликтной ситуации.
3. Ознакомление с обучающей программой / курсом.
Укажите, какие из занятий требует большего внимания, разъясните важность соблюдения основ информационной безопасности. Можно предложить волонтеру для выстраивания тематики занятий использовать уже подготовленные и хорошо себя зарекомендовавшие материалы. Например, путеводитель «В мир мобильных технологий» (разработанный компанией А1 и Фондом ООН в области народонаселения).
4. Поддержка работы волонтеров.
Позвольте волонтеру привнести в курс идеи и с вниманием выслушивайте комментарии и пожелания. Человек, который непосредственно находится в контакте с группой, способен привнести очень полезные коррективы в ход занятия. В этом случае вы рассматриваете волонтера как равного сотрудника.
Желательно разработать свою систему наблюдения, контроля и оценки работы волонтеров. Организуйте систему учета волонтерской работы, рабочего времени волонтеров и поощрения.