Алгоритмы и рекомендации по эффективному обучению людей с инвалидностью.

Организация образовательного процесса.

  • Формируйте группы не более 4-6 человек. При этом учитывайте:
    • - возраст и интересы;
    • - особенности коммуникации и передвижения;
    • - уровень владения языком;
    • - имеющиеся навыки пользования гаджетами и интернетом;
    • - навыки чтения и письма и др.
  • При необходимости заранее подготовьте оборудование с учетом, возможно, ослабленного зрения, слуха, нарушения двигательных функций.
  • Если в группе есть люди, передвигающиеся на инвалидных колясках, учитывайте доступность среды и предупредите родственников или близких людей и самого обучаемого о возможных препятствиях, чтобы люди заранее имели возможность принимать решения об участии в занятиях. Перед началом занятий уточните, какая дополнительная помощь потребуется.
  • Планируйте занятия продолжительностью от 45 до 60 минут с учетом возможностей слушателей.
  • Приходите в аудиторию заранее, чтобы встретить участников группы. Обустраивайте учебное пространство совместно с людьми с инвалидностью. Расставляйте мебель в круг или в полукруг так, чтобы вас было хорошо видно и слышно.
  • Познакомьтесь со всеми присутствующими. Для знакомства используйте игры. Напишите печатными буквами свое имя и имена присутствующих на бейджах.
  • Выясните, понимают ли люди с инвалидностью, на какие занятия они пришли. Узнайте, для чего они пришли на занятия и их исходный уровень подготовки.
  • Планируйте достаточное количество перерывов, энерджайзеров, разминок. Помните, что люди с инвалидностью быстрее утомляются, сложно устанавливают причинно-следственные связи, достаточно быстро теряют концентрацию внимания, могут забывать то, о чем рассказывалось или показывалось совсем недавно, в основном механически запоминают последовательность действий.
  • Подготовьте изучаемый материал, брошюры на ясном языке в печатном виде, т.к. для людей с инвалидностью с ИН информация более доступна с бумажных, а не с электронных носителей.

Выбор форм и методов обучения.

  • В ходе занятий придерживайтесь рутинности и предсказуемости, четкой повторяющейся структуры. Человек должен заранее знать, где, когда и во сколько будет проходить обучение, что он будет изучать в процессе занятия. Проговаривайте все, что происходит в данный момент, какие действия планируются в дальнейшем, программу и правила занятия. Это структурирует процесс обучения, сделает его понятным, снизит тревожность и поможет выстроить доверительные отношения.
  • Обучайте через беседу и дискуссии.
  • Просто «говорить, рассказывать, поучать» у людей с ИН нередко вызывает страх, речь воспринимается как «шум», теряется интерес к обучению. Занимайте позицию спрашивающего, демонстрируйте интерес к ответам человека.
  • Применяйте различные методы и формы работы: в группах или в парах, в некоторых случаях – индивидуально.
  • Избегайте излишней теоретической информации, которая может ввести в замешательство, напугать, вызвать нежелание включаться в деятельность.
  • Используйте меньше текстовой информации. Она должна быть визуализированной и интерактивной: больше картинок, иллюстраций, фотографий, видео.
  • Доносите информацию на легком или «ясном» языке. Информация должна быть дозированной (малыми объемами), несложной, доступной: прямой, краткой, последовательной.
  • Большую часть образовательного процесса придавайте практическим упражнениям и автоматизации умений.
  • Опирайтесь на имеющийся опыт и сильные стороны людей с инвалидностью, дайте возможность применить уже имеющиеся знания и навыки.
  • Поощряйте инициативу исследовать что-то новое, учиться самим, выполнять домашние задания, помогать другим участникам по принципу «равный обучает равного».
  • Давайте такие задания, с которыми люди с ИН могут успешно справиться самостоятельно или с минимальной помощью. Например, послать в мессенджере смайлик кому-то из группы, найти друга в социальной сети и др.
  • Не используйте сложные макеты экрана, большое количество значков приложений. Помните, что значки приложений могут быть трудно запоминаемыми, особенно потому, что некоторые из них представляют собой абстрактные узоры.
  • Давайте для изучения и запоминания только те приложения, которые нужны человеку с инвалидностью в самостоятельной жизни.
  • Давайте время на рассмотрение и изучение демонстрируемого материала, а затем комментируйте и разъясняйте. Умейте ждать.
  • Не используйте дополнительные стимулы: музыку во время выполнения заданий, демонстрацию большого количества материала. Если материал, который был изучен на данном или предыдущем занятии, больше не потребуется – уберите его из обзора участников занятий.
  • Собирайте постоянно от участников обратную связь для корректировки и адаптации учебного материала.
  • Придерживайтесь следующего плана занятий:
    • 1. Приветствие, создание позитивного настроения, выстраивание доверительных отношений;
    • 2. Тема, программа, правила занятия;
    • 3. Повторение предыдущего материала, проверка домашнего задания;
    • 4. Новая тема;
    • 5. Перерыв
    • 6. Закрепление, отработка на практике, пробные задания;
    • 7. Домашнее задание;
    • 8. Следующее занятие: дата, день, тема;
    • 9. Обратная связь. Вопросы/ответы/сопровождение.

Коммуникация и взаимодействие.

  • Общайтесь как со взрослым! Обращайтесь с человеком с ИН точно так же, как вы обращались бы с любым другим человеком такого же возраста. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми.
  • Не допускайте конфронтационного или поучающего тона, откажитесь от доминантной или авторитарной позиции.
  • Обращайтесь так, как собеседник представился. Не допускайте обращения в группе между участниками по фамилии или кличке.
  • Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, проявляйте терпение, внимание, такт. Дождитесь, когда человек сам закончит фразу, не поправляя и не договаривая за него.
  • Задавайте короткие, прямые и ясные вопросы, после вопроса оставляйте достаточно времени, чтобы получить ответ.
  • Если в диалоге с человеком что-то не поняли, не делайте вид, что поняли. Лучше переспросить, озвучить то, что поняли и попросить подтвердить это.
  • Инструкции должны быть четкими, лаконичными, понятными. Используйте простые фразы, повторяя их при необходимости несколько раз.
  • Большинство сказанного люди с ИН понимают буквально, им сложно понимать абстрактные понятия, поддерживать разговоры на абстрактные темы. Избегайте иронии, риторических вопросов, слов с переносным значением, иностранных слов, сложных терминов.
  • В коммуникации людей с ИН часто можно встретить размытые личные границы, нарушение правил субординации, вследствие чего они могут не обращать в общении внимания на статус человека, обращаться как к другу. В таком случае стоит понимать, что корыстных побуждений у собеседника нет, мягко объяснить, что такое общение для вас лично неприемлемо, объяснить почему, поблагодарить за разговор.

Мотивация и вовлечение.

  • Не подвергайте слишком серьезной критике поступки, мотивируйте конкретными стимулами.
  • Выработайте и используйте систему поощрения: похвала, одобрительные жесты, угощения, небольшие сувениры в конце обучения.
  • Ставьте для людей с ИН краткосрочные, реалистичные, привлекательные и достижимые цели. Помните, что чем дальше цель, тем менее достижимой для людей с инвалидностью она является. Например, если в начале обучения мы поставим для людей с ИН цель, что через 6 месяцев они смогут пользоваться приложениями в смартфоне, эта цель не будет реалистичной, понятной и привлекательной, а впоследствии и достижимой. Но если поставить цель, что через 2 занятия они смогут включить и выключить смартфон, позвонить родителям, написать сообщение друзьям – такие цели являются точными, понятными и мотивируют к обучению.
  • Включайте в занятия только те задания, которые максимально приближены к ситуациям, с которыми человек с инвалидностью может встретиться при самостоятельном использовании смартфона. Это делает процесс реалистичным, осмысленным и мотивирует к применению знаний, полученных на занятиях, на практике.
  • Обращайтесь к историям успеха, особенно на занятиях с новичками.
  • Опирайтесь на эмоции участников занятий, «включение» чувства сопричастности к процессу обучения: поощряйте положительное отношение к выполнению задания, оценивайте и не оставляйте без внимания выполненную работу, замечайте положительное отношение к людям, обучающимся вместе в группе, общительность, внимательность, готовность помогать, отношение к вещам.
  • Старайтесь эмоционально окрасить изучаемый материал: при изучении видеосервисов находите в поиске любимые фильмы, ролики, музыку.
  • Используйте юмор и хорошее настроение, рассказывайте о себе, слушайте в перерывах истории других участников.
  • Транслируйте уверенность в успехе достижения цели.