Алгоритмы и рекомендации по эффективному обучению людей старшего возраста.

Организация образовательного процесса.

  • Приходите в аудиторию заранее, чтобы встретить своих слушателей.
  • Обязательно познакомьтесь со всеми присутствующими и выясните, с какими ожиданиями пришел на занятие каждый человек, узнайте его исходный уровень подготовки.
  • Группы должны быть небольшие – не более 10 человек, а время занятия – не более 1,5 часов в день.
  • Расставляйте мебель в круг или в полукруг вместо рядов (при этом учитывайте потребность делать записи у слушателей).
  • Находитесь в круге участников, а не стойте вдалеке перед группой.
  • Не бойтесь тратить время на перерывы, разминки, так как людям старшего возраста нужно больше времени для того, чтобы усваивать информацию, запомнить и воспроизвести алгоритм действий, выполнить задания.
  • Необходима соответствующая подготовка техники и индивидуальный подход с учетом, возможно, ослабленного зрения, слуха.
  • Некоторым людям может быть сложно разглядеть мелкие буквы на экране, поэтому нужно настроить оптимальные шрифт и цвет.
  • Если в группе есть люди, передвигающиеся на колясках, учитывайте архитектурные барьеры и предупредите обучаемого о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения об участии в занятии. Перед началом занятия уточните, какая дополнительная помощь потребуется (можно предложить помощь в размещении верхней одежды, сумок, чемоданов или других вещей).
  • Важно подготовить разъяснения и инструкции по обсуждаемым темам (их можно найти на сайте проекта ionline.a1.by), причем в печатном виде, т.к. для старшего поколения привычнее и понятнее чтение текстов с бумажных, а не с электронных носителей. Это связано и с потребностью конспектировать занятия.
  • Необходимо учитывать время, отведенное на конспектирование, при построении плана занятия.

Выбор форм и методов обучения.

 В ходе занятия всегда объясняйте свои действия и информируйте о том, что вы собираетесь делать дальше.

  • Применяйте различные методы работы в группах, дискуссии, чтобы дать возможность использовать свой опыт и в то же время возможность исследовать что-то новое и учиться самим.
  • Давайте такие задания, с которыми слушатели могут успешно справиться.
  • Представляйте объясняемый материал визуально для того, чтобы создать в сознании обучаемого верные образы, так как в этом возрасте абстрактное мышление дается довольно сложно, необходимо опираться на зрительную память.
  • Поощряйте обучение по принципу «равный равному»: тот, кто уже решил какую-то задачу, может помочь в этом тому, кто пока не справляется.
  • Стимулируйте самоконтроль, чтобы обучающиеся чувствовали некоторую степень контроля над обучением, видели прямую связь между их усилиями и результатом.
  • Используйте простые «цифровые» задания в процессе обучения (например, послать по электронной почте смайлик кому-то в группе).
  • Учитывайте, что одновременное действие двух сигналов (зрительного и слухового) мешает формированию сенсорной памяти. Для людей старшего возраста не следует включать фоновую музыку при выполнении заданий. Во время презентаций в Power Point надо сначала дать время рассмотреть слайд, а затем – комментировать его содержание. Показ слайдов и комментарии к ним в одно время малоэффективны для запоминания.
  • Придерживайтесь следующего плана занятий:
    • 1. Знакомство;
    • 2. Выяснение ожиданий;
    • 3. Обозначение темы;
    • 4. Передача и практическая проработка информации;
    • 5. Обратная связь;
    • 6. Домашнее задание/сопровождение (обязательно).

Коммуникация и взаимодействие.

  • Не общайтесь как с ребенком!
  • Говорите не громче, а медленнее и подробнее. Полезнее будет снизить темп речи, говорить ясно и разборчиво.
  • Запоминайте, как собеседник представился, и не транслируйте стереотипы (к этому относится: использование отчества, обращений – бабушка, дедушка, тетя, дядя, пожилые). Заранее продумайте варианты обращения к группе.
  • Если не расслышали или не поняли – переспросите. Не стоит имитировать понимание и пропускать фрагменты разговора.
  • Не перегружайте речь сленгом или техническими терминами. По возможности придерживайтесь общеупотребительной лексики, а сложные термины разъясняйте.
  • Не перебивайте и не подгоняйте.
  • Избегайте директивного стиля работы, стиль речи – не доклад, а беседа.
  • Учитывайте разницу в общественных нормах и правилах. Не стоит вступать в конфликт с устоявшимися ценностными ориентациями и нормами. Но при этом сохраняйте свою позицию и взгляды.

ВАЖНО! При нарушении слуха:

  • применяйте четкую артикуляцию;
  • не отворачивайтесь от собеседника;
  • старайтесь использовать печатный материал.

Мотивация и вовлечение.

  • Апеллируйте к жизненным ситуациям и приводите бытовые ежедневные аналогии. Это делает процесс осмысленным.
  • Используйте наглядные мотивирующие примеры. Например:
  • «Давайте посмотрим, как сегодняшние новости перекликаются с темой занятия» (вхождение в тему). Или, спонтанно отвечая на вопрос, предложите узнать, что об этом думает Google.
  • Обращайтесь к историям успеха, особенно на занятиях с новичками.
  • Старайтесь эмоционально окрасить изучаемый материал.
  • При изучении видеосервисов (например, VOKA) находить в поиске любимые фильмы прошлых лет или поэтические произведения.
  • Используйте аналогии, особенно при употреблении специальной терминологии.
  • Поощряйте, хвалите и одобряйте.
  • Используйте юмор и хорошее настроение для поддержания позитивной атмосферы в группе.