Организация образовательного процесса.
- Приходите в аудиторию заранее, чтобы встретить своих слушателей.
- Обязательно познакомьтесь со всеми присутствующими и выясните, с какими ожиданиями пришел на занятие каждый человек, узнайте его исходный уровень подготовки.
- Группы должны быть небольшие – не более 10 человек, а время занятия – не более 1,5 часов в день.
- Расставляйте мебель в круг или в полукруг вместо рядов (при этом учитывайте потребность делать записи у слушателей).
- Находитесь в круге участников, а не стойте вдалеке перед группой.
- Не бойтесь тратить время на перерывы, разминки, так как людям старшего возраста нужно больше времени для того, чтобы усваивать информацию, запомнить и воспроизвести алгоритм действий, выполнить задания.
- Необходима соответствующая подготовка техники и индивидуальный подход с учетом, возможно, ослабленного зрения, слуха.
- Некоторым людям может быть сложно разглядеть мелкие буквы на экране, поэтому нужно настроить оптимальные шрифт и цвет.
- Если в группе есть люди, передвигающиеся на колясках, учитывайте архитектурные барьеры и предупредите обучаемого о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения об участии в занятии. Перед началом занятия уточните, какая дополнительная помощь потребуется (можно предложить помощь в размещении верхней одежды, сумок, чемоданов или других вещей).
- Важно подготовить разъяснения и инструкции по обсуждаемым темам (их можно найти на сайте проекта ionline.a1.by), причем в печатном виде, т.к. для старшего поколения привычнее и понятнее чтение текстов с бумажных, а не с электронных носителей. Это связано и с потребностью конспектировать занятия.
- Необходимо учитывать время, отведенное на конспектирование, при построении плана занятия.
Выбор форм и методов обучения.
В ходе занятия всегда объясняйте свои действия и информируйте о том, что вы собираетесь делать дальше.
- Применяйте различные методы работы в группах, дискуссии, чтобы дать возможность использовать свой опыт и в то же время возможность исследовать что-то новое и учиться самим.
- Давайте такие задания, с которыми слушатели могут успешно справиться.
- Представляйте объясняемый материал визуально для того, чтобы создать в сознании обучаемого верные образы, так как в этом возрасте абстрактное мышление дается довольно сложно, необходимо опираться на зрительную память.
- Поощряйте обучение по принципу «равный равному»: тот, кто уже решил какую-то задачу, может помочь в этом тому, кто пока не справляется.
- Стимулируйте самоконтроль, чтобы обучающиеся чувствовали некоторую степень контроля над обучением, видели прямую связь между их усилиями и результатом.
- Используйте простые «цифровые» задания в процессе обучения (например, послать по электронной почте смайлик кому-то в группе).
- Учитывайте, что одновременное действие двух сигналов (зрительного и слухового) мешает формированию сенсорной памяти. Для людей старшего возраста не следует включать фоновую музыку при выполнении заданий. Во время презентаций в Power Point надо сначала дать время рассмотреть слайд, а затем – комментировать его содержание. Показ слайдов и комментарии к ним в одно время малоэффективны для запоминания.
- Придерживайтесь следующего плана занятий:
- 1. Знакомство;
- 2. Выяснение ожиданий;
- 3. Обозначение темы;
- 4. Передача и практическая проработка информации;
- 5. Обратная связь;
- 6. Домашнее задание/сопровождение (обязательно).
Коммуникация и взаимодействие.
- Не общайтесь как с ребенком!
- Говорите не громче, а медленнее и подробнее. Полезнее будет снизить темп речи, говорить ясно и разборчиво.
- Запоминайте, как собеседник представился, и не транслируйте стереотипы (к этому относится: использование отчества, обращений – бабушка, дедушка, тетя, дядя, пожилые). Заранее продумайте варианты обращения к группе.
- Если не расслышали или не поняли – переспросите. Не стоит имитировать понимание и пропускать фрагменты разговора.
- Не перегружайте речь сленгом или техническими терминами. По возможности придерживайтесь общеупотребительной лексики, а сложные термины разъясняйте.
- Не перебивайте и не подгоняйте.
- Избегайте директивного стиля работы, стиль речи – не доклад, а беседа.
- Учитывайте разницу в общественных нормах и правилах. Не стоит вступать в конфликт с устоявшимися ценностными ориентациями и нормами. Но при этом сохраняйте свою позицию и взгляды.
ВАЖНО! При нарушении слуха:
- применяйте четкую артикуляцию;
- не отворачивайтесь от собеседника;
- старайтесь использовать печатный материал.
Мотивация и вовлечение.
- Апеллируйте к жизненным ситуациям и приводите бытовые ежедневные аналогии. Это делает процесс осмысленным.
- Используйте наглядные мотивирующие примеры. Например:
- «Давайте посмотрим, как сегодняшние новости перекликаются с темой занятия» (вхождение в тему). Или, спонтанно отвечая на вопрос, предложите узнать, что об этом думает Google.
- Обращайтесь к историям успеха, особенно на занятиях с новичками.
- Старайтесь эмоционально окрасить изучаемый материал.
- При изучении видеосервисов (например, VOKA) находить в поиске любимые фильмы прошлых лет или поэтические произведения.
- Используйте аналогии, особенно при употреблении специальной терминологии.
- Поощряйте, хвалите и одобряйте.
- Используйте юмор и хорошее настроение для поддержания позитивной атмосферы в группе.