1. Во взрослом возрасте человек самостоятельно принимает решение о необходимости обучаться и добровольно выбирает то, чему хотел бы научиться.
Люди старшего возраста присоединяются к учебным курсам, чтобы:
- быть приобщенными к социальной группе;
- решить трудности в адаптации;
- обрести новые знания, которые помогут компенсировать недостатки чего-либо;
- получить удовольствие от самого процесса освоения нового.
2. Учитывая богатый жизненный опыт и уже накопленные знания, зачастую людям старшего возраста необходимо заново освоить роль «студента», «учащегося». В некоторых случаях предыдущий опыт может тормозить процесс усвоения нового материала, а необходимость дольше концентрировать внимание и запоминать информацию может вызывать раздражение и страх. В таком случае лучше обращаться к истинной мотивации обучаемого и формированию осознанной позиции «взрослого учащегося».
3. В процессе обучения человек старшего возраста склонен к пассивному восприятию информации и стереотипному представлению, что преподаватель знает все об излагаемом материале. Чаще всего так могло быть в школьные или студенческие годы. Однако неформальное обучение требует переосмысления процесса получения знаний и адаптации к ролям, где преподаватель занимает равную позицию и может быть младше самих обучаемых. Особенно стоит обратить внимание на слушателей, которые пришли на курс после долгого перерыва в обучении. Нужно дать время, чтобы вновь освоиться с ролью «учащегося».
4. В процессе обучения человек старшего возраста ориентирован на немедленное применение знаний без отложенного результата. Это требует осознанного понимания у обучаемого образовательных успехов, в том числе понимания, на каком этапе он сейчас находится, что уже знает и применяет, какие задачи еще необходимо реализовать.
В некоторых источниках можно встретить следующие характеристики «студента» старшего возраста:
- критическое отношение к попыткам руководить ими;
- оценка информации через призму накопленного жизненного, социального и профессионального опыта;
- мотивация к учебе носит прикладной характер и направлена на стремление решить конкретные проблемы;
- восприятие информации сопровождается эмоциональной оценкой, при этом информация, сопровождаемая отрицательной эмоцией, часто «блокируется».